Действующая судебная система РФ

Найти: на:

«Действующая судебная система РФ».

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только специальными органами государства - судами. Но к таким органам относятся только суды, образованные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» (ст.118 п.3 Конституции РФ).

Из этого следует, что наличие в названии организации наименований «суд» и «судебный» не означает ее принадлежность к судебной власти. Например, это касается таких организаций как третейский суд, товарищеский суд, суд чести, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и других. Они не являются и не могут быть составной частью судебной системы России потому, что все органы, не созданные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» судами не признаются. Сделаем вывод. Судебная система – это совокупность судов, построенная в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кроме таких актов, как Конституция РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», судебная система также устанавливается следующими законами: ФКЗ «Об арбитражных судах», ФКЗ «О военных судах», ФЗ «О мировых судьях» и другие. Положение отдельных судов регулируют такие акты как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Многие законы «живут» пока только в проектах: ФКЗ «О Верховном Суде РФ», «Об административных судах РФ» и другие ждут своего часа в комитетах Государственной Думы России.

Важную роль в определении полномочий судов по конкретным делам, подсудности дел играет УПК РФ (ст.29 и ст.31), ГПК РФ (ст.22 и ст.23-27), АПК РФ (ст.27 и ст.39).

Итак, мы обозначили ту законодательную базу, которая определяет «внутреннее строение», структуру судебной системы РФ, полномочия отдельных судебных органов по рассмотрению конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

Следует также отметить такое важное качество любой системы как целостность (единство). Оно означает, что суды в РФ не просто хаотичная совокупность, а целостная система.

Ст.3 ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает, что единство судебной системы обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Все судебные органы в России делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 п.2 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

К первой группе ФКЗ относит:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов (ст. 4 п.2).

К судам субъектов РФ ФКЗ относит конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировых судей, «являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации» (ст.4 п.4). Важное значение имеет и порядок образования и упразднения судов. Здесь действуют следующие принципы: высшие судебные органы (Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) создаются и упраздняются путем внесения изменений в Конституцию РФ, т.к. созданы на основе ее предписаний;

другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами; суды субъектов РФ создаются и упраздняются при соблюдении требований федеральных законов и законов соответствующего субъекта.

Для более точного понимания любой судебной системы мира, в том числе и российской, необходимо четко усвоить два понятия: «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру [9]. В единую судебную систему РФ входит подсистема судов общей юрисдикции. Эти суды осуществляют судебную власть посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Данная система подразделяется на две части:

1. гражданские (общие) или общие (гражданские) суды;

2. военные суды.

Первые состоят из четырех звеньев:

судьи общей юрисдикции субъектов РФ:

1) мировые судьи – (низовое звено);

федеральные суды:

2) районные суды – основное звено;

3) верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов – среднее звено;

4) Верховный Суд РФ – высшее звено.

Военные суды в РФ образуют следующую систему:

1) гарнизонные военные суды – основное звено (приравнены по статусу к районным судам);

2) окружные (флотские) военные суды – среднее звено (приравнены по статусу к областным, краевым судам);

3) возглавляет систему военных судов Военная Коллегия Верховного Суда РФ – высшее звено.

В единой судебной системе выделяется подсистема арбитражных судов.

Она выглядит следующим образом:

1) арбитражные суды субъектов РФ – основное звено;

2) арбитражные аппеляционные суды – первое промежуточное звено;

3) федеральные арбитражные суды округов – второе промежуточное звено;

4) Высший Арбитражный Суд РФ – высшее звено.

Конституционный Суд РФ не образует подсистемы, ему не поднадзорны никакие иные суды. Он не осуществляет контроля за конституционными (уставными) судами. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125) и ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Ст.1 ФКЗ определяет, что «Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».

Автономное положение в судебной системе занимают конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Они рассматривают вопросы о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ:

принятых в нем законов;

нормативных правовых актов его органов государственной власти;

нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Они также дают толкование конституции (устава) субъекта РФ. Ни какой другой суд не может отменить решение данного суда, принятое в пределах его полномочий. Порядок рассмотрения вопросов образования и упразднения таких судов определяется законами субъекта РФ. Финансирование этих органов возложено на субъекты РФ.

Кроме деления по звеньям существует разграничение судебных органов по инстанциям.

Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Исходя из определения, разными функциями могут обладать не только суды в целом, но и отдельные их структурные подразделения.

Существует три вида судебных инстанций:

1) первая судебная инстанция;

2) вторая судебная инстанция, которая в свою очередь подразделяется на:

а) аппеляционную;

б) кассационную;

3) надзорная судебная инстанция.

Итак, в первой судебной инстанции суд уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам – это вопросы виновности или невиновности подсудимого, в случае признания его виновным – о применении или не применении к нему меры уголовного наказания, об определении его конкретной меры [10]. В гражданском судопроизводстве суд первой инстанции рассматривает вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о его правовых последствиях. Судами первой инстанции может быть любой суд, за исключением федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды) и арбитражных аппеляционных судов. При этом суды первого звена могут выступать только судами первой инстанции.

Суд второй инстанции (аппеляционной и кассационной) проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных решений, не вступивших в законную силу.

Приговор или решение суда не вступает в законную силу в течение 10 суток с момента оглашения. Этот срок предусмотрен для обжалования судебного акта в вышестоящий суд.

Суд аппеляционной инстанции повторно рассматривает дела по жалобам и представлениям на приговоры и решения судов, не вступивших в законную силу. Суд повторно полностью или частично непосредственно изучает материалы дела и выносит новый приговор или новое решение.

В РФ судами аппеляционной инстанции являются: районные суды по отношению к мировым судьям, арбитражные аппеляционные суды по отношению к арбитражным судам субъектов РФ.

Суд кассационной инстанции рассматривает дела по жалобам и представлениям на приговоры и решения нижестоящих судов, вынесенные ими в первой и аппеляционной инстанциях и не вступившие в законную силу. В ходе рассмотрения дела проверяется законность, обоснованность и справедливость вынесенного судом решения. В отличие от аппеляционной инстанции в ходе кассационного производства дело не рассматривается повторно. Решение кассационной инстанции не заменяет приговора или решения. В результате выноситься кассационное определение, вступающее в законную силу немедленно. Оно может либо отменить решение или приговор нижестоящего суда, или исправить допущенные в нем судебные ошибки.

Судом кассационной инстанции выступают не только судебные органы в целом, но и их структурные подразделения.

В системе судов общей юрисдикции:

1) судебные коллегии областных, краевых и приравненных к ним судов;

2) судебные коллегии и Кассационная коллегия Верховного Суда РФ.

В системе арбитражных судов кассационной инстанцией выступают федеральные арбитражные суды округов.

Суд надзорной инстанции рассматривает дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения нижестоящих судов, вынесенные ими в первой, второй (аппеляционной и кассационной) инстанциях и вступившие в законную силу.

Существует две процедуры рассмотрения дел в этой инстанции.

Одна из них – это рассмотрение дел в порядке судебного надзора. В случае разбирательства уголовного дела суд проверяет законность приговоров. По итогам такого разбирательства не может быть принято решение, отменяющее оправдательный приговор или иным образом ухудшающее положение осужденного (ст.405 УПК РФ). В случае рассмотрения гражданских и арбитражных дел суд может принять новое решение, в том числе и ухудшающее положение одной из сторон.

При выявлении особо названных законом обстоятельств (новых или вновь открывшихся) надзорная инстанция вправе проверять не только законность, но и обоснованность приговора или иного судебного решения. Ей дозволено в четко определенных законом границах решение, ухудшающее положение осужденного по уголовному делу. Вышестоящим судом или вышестоящей инстанцией обычно называют суд или его структурное подразделение, занимающие более высокую ступень.

Высшая инстанция – синоним наименований Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и, иногда,

Итак, сложившуюся к настоящему времени российскую судебную систему можно изобразить так, как представлено ниже (см. схему 1).


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации от 28.04.1995 года № 1–ФКЗ

3. ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 №1-ФКЗ//СЗ РФ. 28.06.99 № 26. Ст. 3170.

4. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ

5. ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1–ФКЗ

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ

8. Уголовно-процессуальный кодекс от 18.12.2001 № 174-ФЗ

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы, Зерцало-М, 2005

10. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы, М.: ЮРАЙТ-Издат, 2005

Автор: Недовба А.Н.
2006 г.

Hosted by uCoz