«Конституция как основа судебной власти».
Значение судебной власти в любом обществе во все времена огромно. В свете проходящей в нашей стране
Бог знает сколько лет судебной реформе вопросы судоустройства будут еще долго оставаться актуальными.
Эта статья будет посвящена роли Конституции РФ в этом процессе.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется
на основе разделения на три независимые ветви: «государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» .
Рассмотрим подробнее характерные черты судебной власти, ее понятие и принципы.
Можно выделить ряд характерных черт, присущих судебной власти. К ним относятся:
1) судебная власть – особая разновидность государственной власти;
2) судебная власть принадлежит специальным органам государства – судам;
3) исключительность;
4) независимость;
5) самостоятельность;
6) обособленность;
7) процессуальный порядок деятельности;
8) осуществление правосудия путем судопроизводства;
9) подзаконность [1].
Остановимся подробнее на каждом из этих признаков.
Судебная власть – особая разновидность (ветвь) государственной власти. Это закрепляет упоминавшаяся
статья 10 Конституции РФ и означает, что судебная власть осуществляется государственными органами,
отражает государственную волю, наделяется государственно-властными полномочиями и устанавливается
Конституцией и другими законами. Судебная власть – это власть публичная, стоящая как бы над обществом.
Государственная власть принадлежит особым институтам – органам. Так и судебная власть принадлежит
специальным органам государства – судам. Они образуют судебную систему Российской Федерации, которая
устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и
судов, не предусмотренных Конституцией и ФКЗ, не допускается (ст. 118 п.3).
Следующий признак - исключительность. Он означает, что судебными полномочиями наделяются только суды.
Конституция РФ закрепляет за судами исключительное право на осуществление правосудия и судебной
власти (ст. 118 ч.1, 2). В развитие этого конституционного положения ст. 1 п. 1 ФКЗ «О судебной
системе РФ» устанавливает, что «судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами
в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных
и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление
правосудия». Только на основании приговора суда человек может быть признан виновным в совершении
преступления и может быть подвергнут уголовному наказанию (ст. 49 Конституции РФ).
Независимость – важное качество судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются
только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции РФ, ст.5 п.2 ФКЗ «О судебной
системе РФ», ст.1 п.4 ФЗ «О статусе судей в РФ»). Независимость судебной власти одновременно
означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении
конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия [1].
Так же этот принцип исключает политизацию судов (ст.3 п.3 ФЗ «О статусе судей в РФ»).
Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими
органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения: «Судебная власть самостоятельна
и действует независимо от законодательной и исполнительной властей» (ст.1 п. 2 ФКЗ «О судебной
системе РФ»).
Обособленность - суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной
власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов,
не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении
своих функций кому-либо.
Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок
определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при
рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок призван обеспечить законность всей деятельности
органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных
решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть.
Осуществление полномочий путем судопроизводства –деятельности, которая начинается при наличии
предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности,
установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В России судебная власть
осуществляется «посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и
арбитражного судопроизводства» (ст.118 п.2 Конституции РФ).
Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией
Российской Федерации и другими федеральными законами. Созданные законодательной властью законы должны
неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и
подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции РФ). «Определения суда,
постановления судьи должны быть законными, обоснованными и мотивированными» (ст.7 УПК РФ).
Итак, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по
разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих
полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства
с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Следует также выделить важнейшие полномочия судебной власти:
- правосудие;
- конституционный контроль;
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и
местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
- дача разъяснений по вопросам судебной практики;
- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества [2].
Среди этих полномочий доминирующую роль играет правосудие. Реализация всех остальных тесно связана с правосудием
и содействует его надлежащему осуществлению.
Признаки правосудия:
1) «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст.118 п.1 Конституции РФ) – только
суду принадлежит право на осуществление правосудия. На основании ст.5 п.5 ФКЗ «О судебной системе РФ»
присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом;
2) данный вид государственной деятельности должен осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры),
который детально регламентируется законом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ). Правосудие осуществляется только в
судебных заседаниях. Вне судебного заседания нет правосудия;
3) правосудие – это разбирательство уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел;
4) кроме правовых моментов существует еще один очень важный аспект. Понятие «правосудие»
ассоциируется у граждан с такими качествами, как справедливость, честность, объективность, обоснованность.
Правосудие – это деятельность специальных органов государства – судов – по справедливому и обоснованному
рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел,
осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ [3].
Для более глубокого понимания сути правосудия необходимо обратить внимание на принципы правосудия. Их иначе
называют демократическими, конституционными или правовыми. Они демократические потому, что соответствуют
идеалам гуманизма и демократии. Конституционные потому, что закреплены в Конституции РФ. Правовые потому,
что представляют собой правовые нормы-принципы.
Все принципы правосудия взаимосвязаны и дополняют друг друга, при этом каждый характеризует отдельную грань
этого явления. В целом же принципы образуют единую систему, в которую входят:
1) принцип законности;
2) осуществление правосудия только судом (ст.118 п.1 Конституции РФ);
3) принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. (ст.19 Конституции РФ,
ст.7 ч.1, 2 ФКЗ «О судебной системе РФ»;
4) принцип независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей (ст. 120 п.1 Конституции РФ);
5) принцип обеспечения права на судебную защиту закреплен в ст.ст.46, 47 Конституции РФ;
6) принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
7) принцип гласности (открытости) судебного разбирательства;
8) принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому подсудимому права на защиту (ст.48 Конституции РФ);
9) презумпция невиновности. (ст.49 Конституции РФ);
8) принцип состязательности и равноправия сторон. (ст.123 п.3 Конституции РФ);
9) принцип национального (родного) языка судопроизводства (ст.26 п.2 Конституции РФ).
Список использованной литературы
1. Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ, Спарк, М 2000г.
2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А., Правоохранительные органы, Зерцало-М, 2005
3. Поляков М.П., Федулов А.В. Правоохранительные органы, М.: ЮРАЙТ-Издат, 2005
Автор: Недовба А.Н. 2006 г.

|