Найти: на:

Законы Ману

Древняя Индия, ~ II в. до н.э. - II в. н.э. Фрагменты
    Глава I
  • 81. А ради процветания миров он (Брахма) создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соответственно) брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.
  • 87. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождения от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия.
  • 88. Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение (милостыни) он установил для брахманов.
  • 89. Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и непреверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
  • 90. Пастьбу скота и также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, растовщичество и земледелие - для вайшия.
  • 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
  • 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными - люди, между людьми - брахманы.
  • 97. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы /правило добродетельного поведения человека, соответствующее занимаемому им статусу/, занимает высшее место на земле как владыка всех существ.
  • 100. Все, что существует в мире, - это собственность брахмана: вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
  • 102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрых Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру /сборник предписаний и поучений в различных областях знаний/.
  • 107. В ней полностью изложена дхарма, добродетельность и греховность деяний, а также извечное правило жизни четырех варн.
    Глава II
  • 12. При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн).
  • 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны).
  • 14. Ни в одном сказании не упоминается жена-жудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах.
  • 17. Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти), низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства.
  • 51. Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства.
  • 55. Девушки должны быть почитаемы и украшаемы отцами, братьями, мужами, а также деверями, желающими много благополучия.
  • 56. Где женщины почитаются, там боги радуются, но где не почитаются, там все ритуальные действия беплодны.
    Глава IV
  • 138. Надо говорить правду, говорить приятное, не следует говорить неприятную правду, не следует говорить приятную ложь - такова вечная дхарма.
  • 256. Все вещи определяются словом, имеют основанием слово, произошли от слова: кто же нечестен в речи, тот нечестен во всем.
    Глава VII
  • 2. Кшатрием, получившим посвящение, как предписано Ведой, должна совершаться, как положено, охрана всего этого мира.
  • 3. Ибо, когда люди, не имеющие царя, рассеялись во все стороны от страха, владыка создал царя для охраны этого (мира).
  • 13.... Пусть (никто) не нарушает дхарму, которую царь установил в пользу желательных для него (людей), и даже дхарму - нежелательную для нежелательных.
  • 14. Для этого владыка с самого начала создал сына - Наказание, охранителя всех живых существ, (воплощенную) дхарму, полную блеска Брахмы.
  • 15. Из страха перед ним все живые существа - недвижущиеся и движущиеся - служат пользе и не уклоняются от исполнения (дхармы).
  • 16. Рассмотрев основательно место и время (преступления), возможность и степень сознательности, ему надо накладывать (наказание), как полагается, на людей, живущих неправедно.
  • 18. Наказание правит всеми людьми, Наказание же охраняет, Наказание бодрствует, когда все спят: мудрые объявили Наказание воплощением дхармы.
  • 20. Если бы царь не налагал неустанно Наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле...
  • 21....никто не имел бы собственности и произошло бы перемешение высших и низших.
  • 24. Все варны испортились бы, все преграды были бы сокрушены, и произошло бы возмущение всего народа от колебания в (наложении) Наказания.
  • 48. Доносительство, насилие, вероломство, зависть, гневливость, нарушение (прав) собственности и оскорбление словом и палкой - группа из восьми (пороков), порожденных гневом.
  • 111. Царь, который по неразумению беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
  • 137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить нечто, называемое налогом.
  • 144. Высшая дхарма кшатрия - охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды /имеются в виду налоги, которые царь собирает с подданных/ (тем самым) принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.
    Глава VIII
  • 1. Царь, желая рассмотреть судебные дела, пусть является подготовленным в суд вместе с брахманами и опытными советниками.
  • 2. Там, сидя или стоя, подняв правую руку, в скромной одежде и украшениях, надо рассматривать дела тяжущихся сторон.
  • 4. Из них первое - неуплата долга, (затем) заклад, продажа чужого, соучастие в (торговле или другом) объединении, неотдача данного.
  • 5. Неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена купли и продажи, спор хозяина с пастухом.
  • 6. Дхарма в споре о границе, клевета и оскорбление действием, кража, насилие, а также прелюбодеяние.
  • 7. Дхарма мужа и жены, раздел наследства, игра в кости и битье об раклад - эти восемнадцать поводов судебного разбирательства в этом мире.
  • 13. Или не следует приходить в суд, или должно говорить правильно: человек, не говорящий или лгущий, является грешником.
  • 24. Зная пользу и вред, особенно дхарму и адхарму, надо рассматривать дела тяжущихся сторон, следуя порядку варн.
  • 28. Следует установить опеку для женщин бездетных, лишившихся семьи, для жен и вдов, верных мужьям, и для больных.
  • 30. Царю надлежит заставить хранить три года имущество, хозяин которого скрылся: до истечения трех лет - может получить хозяин, после - может забрать царь.
  • 45. Руководствуясь правилами судопроизводства, надо иметь в виду истину, предмет (иска), себя самого /то есть помня, что несправедливым решением можно лишить себя вечного блаженства, заключающегося в "достижении неба"/, свидетеля, место, время и обстоятельства.
  • 46. Что имеется в практике добродетельных и справедливых дваждырожденных, то, не противоречащее (обычаям) страны, семей и каст, надо устанавливать (в качестве закона).
  • 62. Домохозяева, имеющие детей, коренные жители, кшатрии, вайшии и шудры, вызванные истцом, достойны давать наказания, а не всякий - кроме крайних обстоятельств.
  • 68. Пусть дают свидетельские показания относительно женщин - женщины, относительно дваждырожденных - также дваждырожденные, честные шудры - относительно шудр, относительно низкорожденных - низкорожденные.
  • 77. Один бескорыстный мужчина может быть свидетелем, а также другие (многие мужчины), не отягощенные пороками, но не женщины, (хотя бы и) честные, даже если их много - вследствие непостоянства женского ума.
  • 83. Правдой очищается свидетель, посредством правды возрастает дхарма: именно поэтому должна быть высказана правда свидетелями из всех варн.
  • 85. Злодеи думают: "Никто не видит нас", - но их видят боги, а также их совесть.
  • 113. Надо заставить клясться брахмана (своей) правдивостью, кшартия - колесницами и оружием, вайшия - коровами, зерном и золотом, шудру - всеми тяжкими преступлениями.
  • 114. Или следует заставить (обвиняемого) взять огонь , погрузиться в воду или же прикоснуться к головам жены и сыновей в отдельности.
  • 115. Тот, кого пылающий огонь не обжигает, кого вода не заставляет подняться вверх и (с кем) вскоре не случится несчастья, должен считаться чистым в клятве.
  • 127. Несправедливое наказание губит честь и разрушает славу среди людей, а в другом мире лишает неба, следует всегда избегать этого.
  • 140. Ростовщик может получать процнт, увеличивающий богатство, установленный Васишткой /причисляется к десяти великим ришу, святым мудрецам, создателям Ману/ - брать восьмидесятую часть со ста в месяц /что составляет 15% годовых/.
  • 142. Ровно два, три, четыре и пять процентов со ста в месяц полагается брать соответственно порядку варн.
  • 147. Если собственник поблизости молча наблюдает, как что-либо используется другим в течение десяти лет, он не имеет права получить это (обратно).
  • 163. Договор, заключеннй пьяным, безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком, старым, а также неуполномоченным, недействителен.
  • 164. Соглашение, даже будучи подкрепленным (письменными документами, дачей залога), не является истинным, если оно заключено в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях.
  • 165. Обманный залог или продажу, обманный дар или принятие (его) - все, где виден обман, надо отменить.
  • 167. Если даже раб заключает договор для пользы семейства, то старшему (в доме), живушему в своей стране или вне ее, не полагается отказываться от него.
  • 168. Данное по принуждению, используемое насилием, а также написанное по принуждению - все дела, совершенные по принуждению, Ману объявил недействительными.
  • 177. Должнику полагается исполнить для кредитора равное (долгу) даже работой, (если он) равного или низшего происхождения, но если более высокого, он может отдавать постепенно.
  • 195. Если (что-либо) дано наедине или получено наедине, наедине должно быть возвращено: как вручено, так (должно быть и) возвращено.
  • 199. Дар или продажа, произведенные несобственником, должны быть признаны недействительными согласно правилу судопроизводства.
  • 201. Кто получает какую-либо вещь при продаже ее в присутствии свидетелей, тот получает вещь честно и по закону покупкой.
  • 203. Не должно продавать (товара) смешанного с другим, ни сложного качества, ни недостаточного (по весу), ни неимеющегося в наличии, ни скрытого.
  • 215. Наемный работник, который, не будучи больным, из наглости не исполнил установленную работу, должен быть оштрафован... и его жалованье не должно быть уплачено ему.
  • 216. Но если он болен и если, выздоровев, исполняет (работу), как ранее было установлено, он может получить жалованье даже (по прошествии) очень долгого времени.
  • 222. Если кто-нибудь в этом мире, купив или подарив что-либо, раскаивается в этом, он может отдать или получить эту вещь в продолжении десяти дней.
  • 267. Кшатрий, обругав брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан); вайшия - в две с половиной (сотни пан), но шудра подлежит телесному наказанию.
  • 268. При оскорблении кшатрия брахман должен быть оштрафован пятьюдесятью (панами); вайшия - двадцатью пятью; шудры - штрафом в двенадцать пан.
  • 270. Рожденный один раз /т.е. шудра: "вторым рождением" назывался обряд посвящения, который разрешался только членам трех высших варн, отчего они так и назывались дваждырожденными/, поносящий ужасной бранью дваждырожденных, заслуживает отрезания языка, ведь он - самого низкого происхождения.
  • 279. Тот член, каким человек низший ударит высшего, - именно он - у него должен быть отрезан, таково предприсание Ману..
  • 286. Когда нанесен удар с целью (причинения) повреждения людям и животным, надо накладывать штраф, соответствующий размеру повреждения.
  • 288. Кто портит имущество кого-либо намеренно или даже ненамеренно, - тому полагается возместить (ущерб) и внести царю (штраф), равный (ущербу).
  • 302. Пусть царь проявляет крайнее старание в обуздании воров: от обуздания воров его слава возрастает и страна процветает.
  • 323. При похищении родовитых людей, и особенно женщин, а также лучших драгоценных камней (преступник) заслуживает смертной казни.
  • 332. Деяние, которое совершено в присутствии (собственника) и сопровождалось насилием, - грабеж, если оно совершено в его отсутствие - кража, (даже если) она после совершения и отрицается.
  • 345. Человек, совершивший насилие, должен считаться худшим злодеем, чем ругатель, вор и ударивший палкой.
  • 349. Убивающий, защищая самого себя,при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахмана по закону не совершает греха.
  • 352. Людей, домогающихся чужих женщин, царю следует изгонять, подвергнув наказаниям, внушающим трепет.
  • 353. Ибо (прелюбодеяние), возникает из этого, рождает смешение варн, благодаря которому (возникает) адхарма, уничтожающая корни и причиняющая гибель всему.
  • 359. Небрахман, виновный в прелюбодеянии, заслуживает смертной казни: жены всех четырех варн всегда должын быть охраняемы.
  • 364. Кто обесчестит девушку протв ее воли, тот немедленно подлежит телесному наказанию, но человек, обесчестивший с ее согласия, не подлежит телесному наказанию.
  • 366. Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания: сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознагараждение, если отец согласен.
  • 371. Если женщина, обнаглевшая вследствие знатности родственников и (своего) превосходства, изменяет своему мужу, пусть царь прикажет затравить ее собаками на многолюдном месте.
  • 379. Для брахмана полагается обритие (головы вместо) смертной казни: для других же варн смертная казнь может применяться.
  • 381. На земле нет поступка, более несоответствующего дхарме, чем убийство брахмана, поэтому царю не следует даже помышлять о его убийстве.
  • 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.
  • 416. Жена, сын и раб - трое считаются не имеющими собственности; чьи они, того и имущество, которое они приобретают.
  • 417. Брахман может умеренно присваивать имущество шуды, ибо у него нет никакой собственности, ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.
    Глава IX
  • 2. День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин, ибо (будучи) приверженными к мирским утехам, они должны быть удерживаемы в их желаниях.
  • 3. Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости: женщина никогда не пригодна для самостоятельности.
  • 46. Ни вследствии продажи, ни оставления ее (мужем) жена не освобождается от мужа: такую мы знаем дхарму.
  • 77. Мужу полагается терпеть ненавидящую (его) жену год, но по (прошествии) года, отобрав дар, он может прекратить сожительство с ней.
  • 80. Приверженная к пьянству, ко (всему) дурному, противоречащая, больная, злобная или расточительная является женой, при которой может быть всегда взята другая.
  • 81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми - на десятом, если рождает (только) девочек - на одиннадцатом, если строптивая - немедленно.
  • 101. "Взаимную верность надо сохранять до смерти" - это должно считать (выраженной) вкратце высшей дхармой мужа и жены.
  • 104. По смерти отца и матери братья, собравшись, могут разделить поровну отцовскую собственность: при них, живущих, они неправомочны.
  • 108. Пусть старший (брат) охраняет младших братьев, как отец, а те ведут себя по отношению к старшему брату, как сыновья.
  • 148. Но девушкам-сестрам братья пусть дадут из своих частей каждый четвертую часть его доли: отказавшиеся пусть будут изгоями.
  • 185. Не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца: собственность бездетного получает отец, а также братья.
  • 189. Имущество (умершего) брахмана никогда не должно забираться царем - таково правило; но (имущество людей) других варн при отсутсвии всех (наследников) царь может забирать.
  • 270. Пусть справедливый царь не велит казнить вора, (если у него) не (найдено) краденого; пойманного с краденым (и) с (воровским) инструментом пусть велит казнить не колеблясь.
  • 273 А кто, живущий дхармой, нарушит соглашение, связанное с исполнение дхармы, того надо наказать штрафом, как (и всякого), нарушающего присущую ему дхарму.
  • 276. Царю следует, отрубив обе руки, велеть посадить на острый кол тех воров, которые совершают кражу ночью, сделав пролом (в стене дома).
  • 277. При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй - руку и ногу, при третьей он заслуживает смертной казни.
  • 323. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшартия не процветает брахман; брахман и кшатрий, обхединившись, процветают в этом мире и в ином 334. Для шудра же высшая дхарма, ведущая к блаженству, обслуживание прославленных брахманов-домохозяев, изучивших Веду.
    Глава X
  • 4. Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз, пятой же нет.
  • 58. Подлость, грубость, жестокость, неисполнение предписанных обязанностей отличают в этом мире человека нечистого по происхождению.
  • 63. Ненанесение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистота и обуздание органов - основная дхарма для четырех варн - объявил Ману.
  • 79. Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) - дарение, учение, жертвоприношение.
  • 115. Существуют семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение, покупка, завоевание, растовщичество, исполнение работы, а также получение (милостыни) от добродетельных.
  • 117. Брахману и даже кшатрию не полагается ссужать (деньги) под проценты: но при желании он, конечно, может дать грешнику (ссуду) под небольшой процент для (исполнения) дхармы.
  • 130. Эти дхармы четырех варн в бедственных обстоятельствах объявлены: правильно исполняющие их достигают высшего блаженства.

Hosted by uCoz